RE4 FORUM заглянул в будущее
10 июля 2017 • Контакты
На VI Real Estate Forum, организованном сообществом Colliers International, JLL, Knight Frank и Maris в ассоциации с CBRE, обсудили влияние новых технологий на развитие рынков торговой, складской и офисной недвижимости. Эксперты пришли к выводам, что будущее - за сочетанием офлайн и онлайн форматов продаж, трансформацией торговых центров, строительством новой логистической инфраструктуры, изменением зонирования офисного пространства и его превращением в инструмент борьбы за таланты.
Актуальность заявленной темы подсказывает сама жизнь – бурное развитие компьютерных технологий и средств связи становится главным двигателем прогресса. Человечество входит в новую эпоху, которая открывает новые возможности для бизнеса и, безусловно, влияет на все форматы недвижимости.
Развитие технологий, систем электронных платежей и рост количества интернет–пользователей стали мощными катализаторами развития онлайн-ритейла. По данным Colliers International, общий объем мировой онлайн-торговли в 2016 году составил 1,8 трлн долларов. В России объем рынка e-commerce за последние 5 лет вырос в 2 раза. При этом в общем товарообороте страны он составляет всего 3,3,% (920 млрд рублей, или 13 млрд долларов в год), тогда как в Китае этот показатель достигает 18,4%. Высокий уровень проникновения интернета и высокая доля пользователей смартфонов обеспечили большую аудиторию онлайн-ритейла в России – 17% потребителей предпочитают покупать товары в интернете (для сравнения, в США доля приверженцев онлайн покупок – 79%, в Великобритании – 83%).
Ритейлеры все более активно развивают свои онлайн-платформы, причем это относится как к традиционным офлайн-операторам, так и ритейлерам «новой волны», таким как Ozon, Lamoda, Wildberries, «Партия Еды» и многим другим. Согласно опросу, проведенному Colliers International совместно с компанией GlobalData, преимуществами онлайн покупок для потребителей являются их дешевизна и удобство совершения. В то время как одними из факторов, отталкивающих от походов в традиционные магазины, респонденты назвали их скучность, отсутствие воодушевления от покупки, сложность процесса приобретения товара, нехватку новых коллекций и низкое качество сервиса.
Все эти факторы заставляют сегодня участников рынка вносить значительные коррективы в стратегии развития бизнеса: ритейлеров - сочетать разные способы продаж, а девелоперов – задумываться о трансформации своих торговых площадей под новый паттерн потребления. «Офлайн-ритейлеры запускают онлайн-магазины, а интернет-продавцы, напротив, открывают шоу-румы, - считает генеральный директор Colliers International Андрей Косарев. - Форматы будут вынуждены сосуществовать вместе. Сегодня по этому принципу активно развиваются сегменты электроники, fashion, детских и автотоваров. Большое будущее также у продаж через интернет продуктов питания, парфюмерии и косметики».
Дмитрий Зубков, коммерческий директор ТРЦ «Галерея», считает онлайн-ритейл не угрозой, а дополнительной возможностью для развития. «Безусловно, мы смотрим вперед и уже меняем концепцию досуговой составляющей торгового центра, - говорит он. – Одним из шагов является увеличение ресторанной зоны. Каждый ТЦ решает этот вопрос по-своему: кто-то ориентируется на создание коворкингов и бизнес-пространств, кто-то – на увеличение развлекательной составляющей».
«Угрозы действительно нет, - соглашается Михаил Беляев, руководитель офиса «1С- Битрикс» в Санкт-Петербурге. Почти все платежеспособное население России уже в интернете и заметного роста аудитории больше не будет. Сейчас обостряется конкуренция за эту аудиторию. Крупные офлайн ритейлеры наращивают присутствие в сети и наоборот - интернет-компании идут за покупателями в офлайн. Развивается концепция omni-chanal, когда офлайн и онлайн - разные способы контакта с аудиторией».
Павел Олонов, директор по логистике и формированию заказов компании «Юлмарт», отмечает, что «если стоимость онлайн-покупки составляет до 500 рублей, то клиент выбирает доставку, а если стоимость соизмерима со средним доходом на одного члена семьи, то клиенту важно посетить центр выдачи заказов. В этом случае, наличие оборудованного торгового зала у онлайн-ритейлера становится преимуществом».
Активное развитие технологий оказывает серьезное влияние на рынок офисной недвижимости и организацию рабочего пространства, и в перспективе это воздействие будет только усиливаться. Уже сейчас, по данным JLL, порядка 20 млн офисных сотрудников во всем мире часть недели работают не в офисе, а 34% своего времени в офисе проводят не у рабочих столов, а, например, в переговорных или у коллег.
Екатерина Сыроежкина, менеджер по развитию бизнеса компании HAYS, соглашается, что существует определённая тенденция перевода сотрудников в режим работы on-line. Это могут быть молодые специалисты IT направления, рекламы и маркетинга. «Однако работодатель сталкивается с проблемами управления такими сотрудниками, поэтому назвать эту тенденцию высокой нельзя», - акцентирует она.
Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St Petersburg, считает, что работа вне офиса привела к популяризации таких схем как Activity Based Working, hot-desk sharing и др. Однако общая площадь офиса при этом практически не сокращается, поскольку увеличивается доля зоны отдыха и общения. Необходимость в изменении самой структуры пространства обусловлена тем, что в мире хороший офис становится инструментом в борьбе за таланты. Компании начинают более продуманно подходить к локации офиса и его внутренним планировкам. Все больше крупных игроков на западе выбирают для размещения офиса центральные районы города. Затраты на подобную трансформацию считаются оправданными, поскольку она способствует удержанию персонала. По данным Knight Frank потеря одного из топ-менеджеров в среднем обходится компании в 150% от его годового заработка.
Контакты
Knight Frank St Petersburg,
телефон: +7 812 363-22-22,
сайт: www.knightfrank.ru