Сегодня среди владельцев торгового бизнеса и инвесторов в недвижимость все большую популярность набирает такой формат помещений, как стрит-ритейл. Давайте разберемся, что это такое.
Что такое стрит-ритейл
Стрит-ритейл (street retail) – формат торговой точки, располагающейся на улице, обычно на первом этаже жилого дома. В переводе с английского буквально означает «уличная торговля». В многочисленных статьях экспертов рынка недвижимости можно прочитать, что для России этот формат новый и непривычный, и появился у нас только в 2000-х, однако это не так. Возможно английский термин и был заимствован недавно, но сам способ торговли с первых этажей жилых домов придуман много веков назад. Отличным примером может служить здание в Москве на Пречистенке, 6, где в 1873 году фармацевт Андрей Форбрихер открыл аптеку.
Аптека Форбрихера на Пречистенке 6, историческое фото 1920-х годов
Прошло почти 150 лет, а аптека в этом здании по-прежнему работает и представляет собой не только памятник культурного наследия, но и стрит-ритейл в чистом виде.
Аптека на Пречистенке 6Фото с сайта sofrino.ru
Характеристики: проходимость, локация, стоимость
Итак, мы с вами определили, что стрит-ритейл – это торговое помещение на первом этаже здания, имеющее отдельный вход с улицы. Отсюда вытекает главное требование к таким помещениям – большая проходимость.
В отличие от торговых центров, аккумулирующих в себе одновременно множество разных магазинов, куда покупатели обычно приезжают на несколько часов, формат street retail очень требователен к выбору места расположения. Недаром на рынке возник негласный принцип «трёх L» - location, location, location, смысл которого понятен и без перевода: при выборе места для торговой точки важна локация, локация и еще раз локация.
Естественно, торговая точка, находящаяся на безлюдной улице в промзоне не принесет владельцу ничего, кроме разочарования и выброшенных денег, в отличие от магазина, расположенного рядом с метро на улице с плотным пешеходным трафиком.
Наиболее ценятся улицы, называемые «торговыми коридорами». Это улицы в центре города, где пересекаются потоки местных жителей, работников многочисленных офисов, а также туристов. Такие локации обеспечивают стабильный поток покупателей практически для любого вида бизнеса, будь то торговля или сфера общественного питания.
В Москве такими торговыми коридорами являются, например, Столешников переулок, Петровка, Кузнецкий Мост, Никольская улица, Тверская улица на отрезке от Охотного Ряда до Пушкинской площади, Маросейка, Новый Арбат на отрезке от центра до Новинского бульвара, Старый Арбат, Кутузовский проспект на отрезке от центра до Третьего Транспортного Кольца, и другие.
Стрит-ритейл в самом центре Москвы, Малая Орднынка, 19© Фото с сайта ordynka19.ru
Стоит понимать, что бесплатного сыра не бывает, помещения на этих улицах самые дорогие, и позволить их себе могут только крупные ритейлеры, а также продавцы эксклюзива: дорогой брендовой одежды, косметики и парфюмерии, аксессуаров, именитые рестораторы.
Но это не означает, что все потеряно. Не центром единым живет стрит-ритейл. Не стоит списывать со счетов другие виды стрит-ритейла, такие как торговые галереи и одиночные помещения на первых этажах новых жилых комплексов в престижных районах города, а также в спальных районах на окраинах. Хороший застройщик сегодня возводит абсолютно все жилье с прицелом на торговые помещения на первых этажах и в стилобатах.
При этом надо понимать, что выбор локации для торговой точки – занятие кропотливое, требующее изучения множества факторов, и зависящее в первую очередь от направления вашего бизнеса. Не существует волшебной универсальной локации, в которой высокую прибыль будет показывать и магазин мебели, и магазин электроники, и парикмахерская, и кафе.